ул. Крупской, д.1
+7 (495) 730-73-30

Учебная программа Discovery

Учебная программа международного детского сада Дискавери успешно сочетает две образовательные программы: Британскую программу раннего развития, а также российскую программу для подготовки детей к школе, полностью соответствующую ФГОС младшего дошкольного образования.


Российская программа подготовки детей к школе

Российская программа в детском саду Дискавери представлена всесторонней программой подготовки детей к школе, соответствующей федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа в детском саду Дискавери "Истоки" под редакцией Л. А. Парамонова.

Предлагаемое издание программы «Истоки» (далее Программа) при­ведено в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образова­ния (утверждены Приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009).

В Программе отражено базисное содержание образования детей раннего и до­школьного возрастов (от рождения до 7 лет), обеспечивающее полноценное, разно­стороннее развитие ребенка до уровня, соответствующего возрастным возможнос­тям и требованиям современного общества. Программа предусматривает обогаще­ние детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого ис­пользования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.

В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и дина­микой. Каждый психологический возраст включает в себя:

  • качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрос­лым (социальная ситуация развития);
  • определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип;
  • основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.

Психологический возраст не совпадает с хронологическим и один психоло­гический возраст по своей продолжительности не равен другому.

Цели программы

  • Ÿразносторонне развивать ребенка, формировать у него универсальные, в том числе творческие, способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества;
  • обеспечивать для всех детей равные стандарты развития, сохранять и укреплять их здоровье. 

Задачи развития ребенка в деятельности представлены по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического развития. По этим же линиям в каждом возрасте представлены содержание и условия педагогической работы, конкретизируются ее особенности, приводятся показатели развития детей данного возраста в рассматриваемой сфере. Авторы каждую основную линию развития ребенка рассматривают в динамике, выделяя важные для определенного периода задачи и направления работы.

С опорой на этот подход и возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина в Программе выделены следующие психологические возрасты:

  • эпоха раннего детства, состоящая из двух периодов — младенчества (от рождения до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет);
  • период дошкольного детства, состоящий из двух фаз — младшего дошкольно­го (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

В основе Программы лежит деятельностный подход. Деятельность развива­ется от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.

В Программе даны задачи психолого-педагогической работы, обеспечиваю­щие развитие ребенка в деятельности по четырем основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художествен­но-эстетическому.

Содержание программы

В содержании направления «Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателя­ми в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возра­стном этапе своеобразные формы. 

В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными за­дачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружаю­щем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, познавательных интересов, способность видеть общее в единичном явлении и нахо­дить самостоятельное решение возникающих проблем. В рамках образовательной Области «Познание» раскрывается содержание рабош по формированию у детей целостной картины мира (природного, рукотворного, социального), элементарных математических представлений, расширению кругозора, развитию познавательно-исследовательской деятельности, конструирования. 

Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи — общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, про­износительной стороны речи, форм диалога и монолога. 

Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе — развитие способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция различных видов художественной деятельности.

В содержание направления «Физическое развитие» входят образовательные обла­сти «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

Программа содержит систему мониторинга достижений детьми планируе­мых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых. В процессе монито­ринга выявляются физические, интеллектуальные и личностные качества ребен­ка по выделенным в Программе интегральным показателям. 

В Программе также есть раздел «Общие условия реализации программы (организация режима пребывания детей в образовательном учреждении)». В нем раскрываются:

  • рекомендации по организации жизни детей в детском саду (место само­деятельной игры и самостоятельных видов детской деятельности, специ­фика дошкольного обучения и др.);
  • принципы создания развивающей предметной среды;
  • содержание и формы сотрудничества педагога с семьей; работа психоло­га в дошкольном учреждении. Особое внимание уделяется комплексно-тематическому планированию, основанному на интеграции содержания разных видов детской деятельности и различных форм его освоения и задающему общий смысловой контекст образовательного процесса.

Название программы «Истоки» отражает непреходящее значение дошколь­ного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Лейтмотив Программы — уход от монологической педагогики к педагогике ди­алога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителя­ми. Содержание Программы предполагает также диалоги культур и поколений.

Программа «Истоки» подготовлена коллективом авторов — сотрудников НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца.